В Приморском суде идет процесс, который может дать ответ на вопрос о том, почему так быстро сгорел домик во время пожара в лагере «Виктория» 15 сентября 2017 г. По делу о хищении бюджетных средств при реконструкции (а по факту – строительства) лагеря на скамью подсудимых отправили директора ООО «Стройсоцстандартрозвиток» Станислава Чернышова. Его обвиняют в том, что в течение 2015-2016 гг. при реконструкции детского лагеря «Виктория» (а фактически – строительства деревянных домиков) он завладел бюджетными средствами – 413 537, 70 грн. и 1 738 909,20 грн. Первую сумму он получил, завысив в актах выполненных работ стоимость строительно-монтажных работ за счет завышения взноса на обязательное социальное страхование. А вторую сумму перечислил на счета четырех компаний с признаками фиктивности – ТОВ «ТК «СК-ГРУП», ТОВ «Укртехбізнес», ТОВ «АРТ Світ Стар», ТОВ «Трейд Комплект».
Таким образом, по версии обвинения, он нанес государству в лице Управления капитального строительства Одесского горсовета ущерб в особо крупных размерах.
23 октября состоялось очередное заседание. Коллегию возглавляет председатель Приморского суда Сергей Кичмаренко. На заседание со своим защитником Оксаной Муравской пришли родные погибших в «Виктории» детей. Они пытались подать ходатайство о признании их потерпевшими по делу. Председатель коллегии выслушал их после заседания, сказал, что для удовлетворения их ходатайства нет законных оснований и посоветовал подать иск к горсовету.
Обвиняемый по этому делу Станислав Чернышов совсем молод, он родился в 1992 г. Стало быть, ему было всего 23 года, когда, по версии следствия, он завладел суммой в 2 млн. 152 тыс. 446 грн., предназначенных для строительства деревянных домиков в «Виктории». Деньги ООО «Стройсоцстандартрозвиток», в котором числились всего два штатных сотрудника – сам Чернышов и его мама, выполнявшая обязанности бухгалтера, получило от компании ООО «Юг-Укрстрой» – победителя торгов на реконструкцию зданий городского детского оздоровительно-спортивного комплекса «Виктория». Как следует из объявления о результатах торгов, сумму 22 220 232,00 млн. грн. (с НДС) ООО «Юг-Укрстрой» перечислил заказчик – Управление капитального строительства Одесского горсовета.
После этого «Юг-Укрстрой» заключило с «Стройсоцстандартрозвитком» два договора субподряда, в ходе выполнения которых фирма Чернышова построила деревянный корпус на 24 места и якобы провела огнезащитную обработку металлических конструкций и древесины. Но фактически огнезащитой занималось предприятие ООО «Укртехбезопасность».
Как следует из акта принятия выполненных работ по огнезащитной обработке №00067 от 13 июля 2016 года, заказчиком работ выступило ЧП “Монолит”, исполнителем – “Укртехбезпека”. Площадь обработанной огнеупорной пропиткой Ecosept 450-1 поверхности составляет 28,24 тыс. кв. метров.
О том, как в реальности проводилась противопожарная обработка домиков, на заседании в Киевском суде по делу Саркисяна – Ланиной 17.10.2018 г. рассказал начальник компании «Укртехбезпека» Игорь Жуков. Из показаний следует, что его работники просто покрывали доступные поверхности домиков механическим способом, то есть с помощью кисти или валика. Причем, это покрытие наносилось уже на построенные четыре корпуса, а не на стадии строительства конструкций. За махание кистью двум рабочим «Укртехбеспека» отвалила на двоих аж 3 тыс. грн.
Вопиющие нарушения строительных норм и правил при строительстве и огнезащите зафиксировал руководитель ОО «Зеленый лист» Владислав Балинский, который в первый же день после пожара провел общественную экспертизу, обследовав не только место пожара, но и уцелевший коттедж, аналогичный сгоревшему.
Заметим, что, по версии следствия, за все время существования фирмы «Стройсоцстандартрозвиток» не было заключено ни одного трудового контракта с сотрудниками, кроме бухгалтера – матери Чернышова. Также без всякого документального оформления фактов выполнения работ во время реконструкции лагеря Чернышов перечислил с расчетного счета своего предприятия 1 738 909, 20 грн. на банковские счета четырех фиктивных фирм. То есть действовал как обычная фирма-прокладка.
Однако деньги компании перечислялись вполне осязаемые: «Юг-Укрстрой» отправило на банковский счет «Стройсоцстандартрозвиток» 20 млн. 448 тыс. 168 грн. Еще 1 млн. 943 тыс. 806 грн. фирма получила от ЧП «Монолит», которому, в свою очередь, все тот же «Юг-Укрстрой» перечислил 9 млн. 640 тыс. 540 грн. и 39 млн. 586 тыс. 500 грн.
«Юг-Строй» и «Монолит», которые доверили такую ответственную работу фирме, в которой кроме 23-летнего директора, трудилась только его мама, – это известные на строительном рынке компании, получающие многомиллионные подряды, и не только от Одесского горсовета. Вот и в этот раз, как следует из протокола раскрытия предложений, обе компании были участниками торгов. И так здорово поучаствовали, что впоследствии стали объектом большого расследования.
Как сообщает сайт Громадське Слідство, летом 2015 г. депутат Одесского горсовета VI созыва Александр Остапенко обратился в Государственную финансовую инспекцию в Одесской области, чтобы та провела проверку по соблюдению требований действующего законодательства при проведении Управлением капитального строительства Одесского горсовета процедуры открытых торгов при закупке работ по реконструкции лагеря “Виктория”.
В результате проверки были установлены значительные нарушения законодательства о госзакупках, в т. ч. выявлены признаки антиконкурентных согласованных действий между участниками закупки ООО “Юг-Строй” и ЧП “Монолит” (акт от 31.08.2015 №31-13/237):
– банковские гарантии предоставлены обоим участникам от ПАО “Диамантбанк” в Одессе в один день 28.05.2015 с последовательными номерами №41/72-08 и№42/72-08;
– справки, которые выданы обоим участникам в управлении аналитического обеспечения МВД Украины, имеют последовательные номера – №781467 и №781468;
– в своих тендерных предложениях оба участника предоставили информационные справки из Единого госреестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, выданные в один день 28.05.2015 и с последовательными регистрационными номерами №19480/0450 и №19479/0450;
– в своих тендерных предложениях оба участника подали технические паспорта и инструкции на одинаковую технику и т.п.
Кроме того, в то время компания “ЮГ-Укрстрой” с уставным капиталом 1 тыс. грн принадлежала Светлане Донченко. Она и владелица “Монолита” Любовь Резникова входят в состав учредителей ООО “Пассажирская канатная дорога”, которая арендовала на 49 лет единственную в Одессе канатную дорогу. Директором и соучредителем “Пассажирской канатной дороги” является муж Резниковой – Юрий Резников, с семьей которого Донченко прописана в одной квартире.
В акте проверки Госфининспекция указала на необходимость отмены процедуры закупки в связи с несоответствием предложений ООО “Юг-Укрстрой” и ЧП “Монолит” требованиям тендерной документации.
Однако рекомендации Госфининспекции устранить нарушения и разорвать договор с ООО “Юг-Укрстрой” не выполнили ни УКС ОМР, ни Одесский городской голова. Также была проигнорирована информация о признаках антиконкурентных действий между участниками тендера, направленная Одесскому областному отделению Антимонопольного комитета Украины, хотя реконструкция “Виктории” – далеко не единственный тендер, в котором “Монолит” и “Юг-Укрстрой” разыгрывают из себя конкурентов.
Впрочем, 10.12.2015 г. все-таки было начато уголовное производство № 12015160500011799 по ч. 3 ст. 191, ч. 1 ст. 366 УК Украины. Изначально дело открыто по факту составления должностными лицами ООО «Юг-Укрстрой» и ООО «Монолит» заведомо ложных официальных документов и по факту, что служебные лица ООО «Юг-Укрстрой», ЧП «Монолит», ООО «Стройсоцстандартрозвиток», вступив в сговор со служебными лицами Управления капитального строительства Одесского городского совета, в период времени с июля 2015 по июль 2016 во время проведения реконструкции лагеря «Виктория» присвоили и растратили бюджетные денежные средства, которые были выделены для проведения указанных работ.
Интересно, что в реестре судебных решений по этому производству первое постановление следственного судьи датируется ноябрем 2017 г. Видимо, дело о хищении средств при строительстве деревянных коттеджей почти два года не расследовалось вообще, и только страшная трагедия заставила шевелиться полицию и прокуратуру.
Еще один факт свидетельствует о том, что только давление общественности заставило прокуратуру отряхнуть пыль с материалов производства № 12015160500011799. К годовщине трагедии в «Виктории» постарались завершить расследование одного эпизода – действий директора ООО «Стройсоцстандартрозвиток» Станислава Чернышова. 04.09.2018 г. ему предъявили подозрение о совершении уголовного правонарушения по ч. 4 ст. 191 (завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебном лицом служебным положением, совершенное в крупных размерах) и ч. 1 ст. 366 УК Украины (внесение в официальные документы заведомо неправдивых сведений). 31.10.2018 г. ему предъявлено новое подозрение, усугубляющее его ответственность по ч. 5 ст. 191 (завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебном лицом служебным положением, совершенное в особо крупных размерах).
А как же расследование действий руководства ЧП «Монолит», ООО «Юг-Укрстрой» и УКСа Одесского горсовета? Судя по всему – никак. 19 мая 2016 г. из уголовного производства № 12015160500011799 был выделен отдельный эпизод № 12016161470001082. По нему в реестре судебных решений вы найдете только одно постановление следственного судьи Малиновского суда А. Ищенко от 14.06.2016 г. В нем уже нет упоминания про сговор между тремя строительными фирмами и руководством УКСа Одесского горсовета.
А директор ЧП “Монолит” Любовь Резникова и после пожара, как ни в чем ни бывало, продолжает участвовать в тендерах УКСа Одесского горсовета, предоставляя справки о том, что чиста перед законом и в реестре граждан, совершивших коррупционные деяния, не числится.
Татьяна Герасимова.