Два дня подряд – 28 и 29 января – участники судебного процесса по делу о покупке Одесским городским советом админздания завода “Краян” смотрели видео. Сначала это были журналистские расследования 7-го канала под рубрикой «Нормально». Прокурор Валентин Мусияка объяснил, почему в качестве доказательств обвинение предлагает приобщить эти видео материалы: во-первых, журналистам удалось снять здание «Краяна» изнутри в то время, когда мэр убеждал депутатов на согласительном совете, что здание почти полностью готово к эксплуатации, в нем нужно будет провести только небольшой косметический ремонт (на самом деле ремонт «Европейской мэрии» обошелся городскому бюджету в 225 млн. грн.). Во-вторых, в одном из интервью журналистам городской голова объясняет спешку при вынесении вопроса на внеочередную сессию тем, что проект наполовину финансируется Мировым банком, что требует подготовки и отправки документов к определенному сроку.
Защита отреагировала немедленно: труд журналистов приобщен не может быть, т.к. 7-й канал принадлежит одному из застройщиков, который возводит жилье, нарушая законы. И вообще, неизвестно, кто и когда снимал здание «Краяна» изнутри. Геннадий Труханов, как обычно, обвинил прокуратуру в подтасовке фактов.
Тем не менее судьи приняли решение диски с телепередачами приобщить, а оценку им дать в совещательной комнате при написании приговора.
На следующий день здание изнутри и снаружи смогли рассмотреть все присутствующие – обвинение демонстрировало множество фотографий, сделанных 31.01.2017 г. при проведении следственных действий. Наружные стены отремонтированы, вокруг уложена плитка. Затем следователи осмотрели внутренние помещения – этаж за этажом, кабинет за кабинетом и констатировали, что оно находится в полностью непригодном для эксплуатации состоянии: электропроводка, сантехника, вентиляция демонтированы, стены ободраны, кое-где разрушены межкомнатные перегородки, все внутренние деревянные элементы (двери) нуждаются в замене.
Адвокаты: – Так это владельцы здание сами и демонтировали все, чтобы подготовить к ремонту!
Прокурор: – Кто? Загодиренко – единственный сотрудник «Девелопмент Элит»? Это он самолично своими руками ремонт делал?
Городской голова демонстрирует праведный гнев: – Мы вместе с ОБСЕ (причем здесь эта мониторинговая организация по безопасности? – прим. автора) открыли самый лучший в Украине центр интегрированных услуг! Прокуратура обвиняет нас в том, что мы хорошо выполняем свои обязанности и дали возможность одесситам получать услуги всех департаментов в одном месте.
Вообще, Труханов на заседании 29 января был явно в ударе: он дважды выступал, второй раз – после демонстрации видео с заседания XI внеочередной сессии 19.10.2016 г., дававшей согласие на приобретение здания за 185 млн. грн. и согласительного совета, состоявшегося накануне.
– Я сидел при Александре Втором “Освободителе”, при Александре Третьем “Миротворце”, при Николае Втором “Кровавом”. При Керенском я сидел тоже. Я был депутатом при Руслане Борисовиче Боделане, при Эдуарде Иосифовиче Гурвице. Тогда далеко не всем депутатам давали слово, многих просто не замечали. А у нас все выступают, всем дают слово. У нас очень демократичный совет.
На внеочередной сессии самого демократичного совета депутаты Анна Позднякова и Александр Орлов высказали серьезную озабоченность тем обстоятельством, что продавцом здания является фирма «со всеми признаками фиктивности» ООО «Девелопмент Элит», а компания «Брокбизнесконсалт», давшая оценку стоимости полуразрушенного админздания «Краяна», славится своей недобросовестностью.
Прямо на сессии мэр дал протокольное поручение юридическому департаменту проверить эту информацию. Но, судя по интервью Орлова журналистам 7-го канала, такого поручения не было. И в декабре договор о купле-продаже здания между ООО «Девелопмент Элит» и Одесским городским советом быль подписан.
В том же интервью депутат Орлов говорит, что Труханов долго не подписывал решение XI сессии, но потом, возможно, на него кто-то надавил. Кто? Скорей всего, это были люди, тесно связанные с Александром Дубовым, в офисе которого на ул. Мичурина, 54-а в Киеве детективы НАБУ при обыске изъяли более 200 документов, свидетельствующих: известный политик держал под контролем все этапы банкротства и перепродажи завода, а потом, когда началось расследование, вместе с партнерами обсуждал, как снять арест с 185 млн. грн., как прекратить расследование НАБУ, а также манупулировал судебной системой. В офисе на Мичурина был изъят его телефон, данные с карточки памяти: мониторинг телефонных звонков, переписка – были также оглашены на заседании 29 января.
Среди прочих абонентов Дубового – Владимир Галантерник (42 соединения с 18.11.206 по 20.04.2017), Александр Ангерт (6 соединений 19.04.2017).
Вот переписка между Александром Дубовым и Олегом Бабенко (май 2017):
Бабенко:
«Вечером должны сказать, предварительно все нормально. От подачи до сегодня занимается Кизюн. Цены пока нет, не озвучила. (Людмила Кизюн – судья Соломенского суда г. Киев, которая дважды (здесь и здесь ) снимала арест с денег на счетах ООО «Девелопмент Элит», полученных от Одесского городского совета за админздание «Краяна». В августе 2018 была отстранена Высшей радой правосудия именно из-за снятия ареста на деньги в «трухановском деле», но не была уволена, по-прежнему числится судьей Соломенского суда без полномочий – прим. автора)».
Дубовой:
«Галантерник просит дать фамилии тех, кто приходил (к судье – авт.). срочно. И вообще, нужно говорить с председателем. Думаю, такой серьезный вопрос не решается на уровне коллегии. Фамилии, время, когда были и что говорили. Галантерник не верит».
Бабенко:
«И я тоже не верю, что он отдал 500. При таких договоренностях дело закрывается за 3 дня, потому что нет состава и все аресты снимаются».
Переписку с адвокатом Михаилом Коротюком (защищает на процессе Спектора и Родионова) о том, как обойти систему автораспределения дел в Соломенском суде, чтобы дело о снятии ареста с денег попало нужному судье, стоит привести полностью.
Коротюк:
«Доброе утро. Пообщался. Сегодня на рывок идти не хотят, только через отвод».
Дубовой:
«Приветствую. А причина?»
Коротюк:
«Там кривоватый авторозопдил, оно не должно было к Кушнир попасть (еще одна судья Соломенского суда – Светлана Кушнир, прим. авт.). А отводом мы ее засилим. Мы так кидали клопотання с неправильным номером ЕРДР, а потом подали уточнение после авторозподила».
Дубовой:
«Мы теряем время, а это непредвиденности. Считаю, что эта тетка – не самый правильный переговорщик. Причин нет, чтоб переносить».
Вот еще одно письмо Бабенко, касающееся кого-то из судей Соломенского суда, вероятно, все той же Людмилы Кизюн.
«Попросила на завтра, чтобы мы подали ей отвод для вида, она нам откажет и на короткое время перенесет. А в понедельник обещает пообщаемся. Мы всех забросали ходатайствами, отводами, а к ней попало, и она в первое заседание удовлетворила. Она хочет, чтобы они видели, что у нас с ней негатив, что мы не смогли к ней найти подход».
Татьяна Герасимова.