Заседание 6 декабря стало одним из самых драматичных в истории судебного процесса по делу Саркисяна – Ланиной. Рассматривалось ходатайство Одесского городского совета о снятии ареста со строений, расположенных на территории лагеря «Виктория». Арест, напомню, был наложен 21.09.2017 г. Приморским судом для того, чтобы обеспечить сохранность лагеря как места преступления во избежание уничтожения находящихся на его территории улик.
Но вначале судья Чаплицкий неожиданно поставил на обсуждение ходатайство адвоката пострадавших Стоянова о наложении на имущество лагеря еще одного ареста – для обеспечения гражданского иска его подзащитных к Одесскому горсовету. Неожиданно – потому что ходатайство Николай Стоянов подавал еще 5 июля, сразу же после первой попытки горсовета снять арест с лагеря (и тогда судья Чаплицкий отказал в этом). Пять месяцев судья не вспоминал про это ходатайство защитника. И вдруг вынес на обсуждение. А потом отказал под предлогом, что один арест уже есть.
А через несколько часов на этом же заседании вынес противоположное решение – сняв и этот единственный арест.
Озвучил ходатайство сотрудник юридического департамента горсовета В. Юраш. Он мотивировал свое ходатайство необходимостью размещения резервистов для подготовки в связи с введением в Одесской области военного положения. Мэрия попросила снять арест только с каменных корпусов, место трагедии обнести забором за счет военных.
Кто будет нести ответственность, если будут уничтожены улики, он не уточнил.
Поддержал его представитель областного военкомата О. Березовский. Он сообщил, что объехал пять объектов, предложенных мэрией. Но вспомнить адреса этих объектов не смог. Они, по его словам, в плохом состоянии, а в «Виктории» он увидел хорошие условия для проживания 500 гражданских лиц для подготовки к обороне. Обещал, что в лагере люди будут только отдыхать и питаться, а обучать их будут в другом месте. И продлится это всего неделю.
Адвокаты защиты и адвокаты потерпевших на сей раз были едины: снимать арест с домиков категорически нельзя, потому что это место преступления и вещественное доказательство, а вещественные доказательства ни в одном судебном процессе по делу о пожаре в «Виктории» еще не рассматривались. Адвокат Оксана Муравская напомнила, что после того, как В.Чаплицкий отказал департаменту образования и науки и не снял арест с лагеря, по ходатайству отца погибшей девочки Сони Мазур через 10 месяцев после пожара были проведены следственные действия и были найдены останки детей.
Адвокат Николай Стоянов обратил внимание суда на то, что отсутствуют законные основания для снятия ареста в соответствии с ч. 1 ст. 174 УПК Украины: отпала потребность в такой мере или арест был наложен необоснованно.
Все адвокаты называли происходящее крайней степенью цинизма городской власти г. Одессы, которая, прикрываясь военным положением, добивается снятия ареста с «Виктории», чтобы уничтожить доказательства своего преступления – растраты денег и коррупции при эксплуатации лагеря.
Интересно, что прокурор Оксана Моско не возражала против снятия ареста с лагеря.
После того, как судья Виктор Чаплицкий огласил постановление об отмене решения Приморского суда от 21.09.2017 г. об аресте лагеря, Оксана Муравская объявила, что требует отвода судьи. «Вы не можете дальше вести процесс, – сказала адвокат, – так как не являетесь непредвзятым и объективным и не способствуете установлению истины в этом деле». Все остальные, кроме прокурора, поддержали это ходатайство.
Утром 7 декабря после автораспределения другой судья Киевского суда решит, удовлетворить или нет ходатайство об отводе своего коллеги.
Татьяна Герасимова.