«Служить и защищать – вместо карать и крышевать», – с такими словами министр МВД Украины Арсен Аваков презентовал осенью 2015 г. полицейскую реформу в Украине. За два с лишним года произошло много важных изменений: была создана и отделена от МВД Национальная полиция, создано новое подразделение – патрульная полиция, прошла переаттестация полицейских. Как свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в 2016 г. фондом Демократические инициативы совместно с Центром Разумкова, впервые уровень доверия к полиции поднялся до рекордно высоких 34,1%. Буквально за три года до этого, в 2013 г. (год страшных событий во Врадиевке, избиения “Беркутом” студентов на Майдане Незалежности, после которого началась Революция Достоинства), уровень доверия населения милиции не дотягивал даже до жалкого 1%.

Такой скачок действительно выглядит как огромное достижение и успех полицейской реформы. Но есть одна “деталь”: самые важные начинания в полиции реализуются благодаря Европейскому Союзу, его Консультативной миссии по реформированию сектора гражданской безопасности (КМЕС). Это создание патрульной полиции, групп быстрого реагирования полиции в сельской местности (“Самборский эксперимент”),  объединение следователей и оперативных работников в единую службу детективов (подобное планируется в Подольском районе Одесской области), создание подразделений полиции диалога, мобильных групп по предупреждению домашнего насилия “Полина”(такое подразделение открыто в Малиновском райотделе Нацполиции г. Одессы).

В остальном полиция пока успехами похвастать не может. И это показало фокус-групповое исследование мнения одесситов, проведенное по заказу Центра правового мониторинга “Гідність” в январе 2018 г.

Результаты исследования были обнародованы во время круглого стола “Уроки Летнего театра: как нам построить диалог громады и полиции?”, который Центр правового мониторинга “Гідність” провел 20 февраля 2018 г. Социологов интересовал круг вопросов, связанный с охраной публичного порядка во время мирных собраний, создания нового полицейского подразделения – полиции диалога. Также одесситам задавали вопросы о том, что они знают о своих правах и ответственности во время мирных собраний. По отношению к митингам исследователи выделили два сегмента респондентов: “активные” – те, кто считает участие в мирных митингах и акциях своим неотъемлемым правом, а в некоторых случаях даже обязанностью, и “осторожные” – те,  кто совершенно не склонен решать свои проблемы посредством личного участия в мирных собраниях, но при этом  не имеет ничего против того, чтобы эти собрания проходили. Интересно, что “активные” видят Одессу частью Украины, “осторожные” – в подавляющем большинстве отторгают концепцию «Одесса – это Украина». «Осторожные» не принимают и никогда не принимали участия в митингах и демонстрациях, даже в тех из них, в успехе которых они были напрямую заинтересованы,  в такой форме борьба за свои интересы воспринимается «осторожными»  как опасная или, как минимум, психологически некомфортная, а они не считают возможным подвергать себя физическому риску или душевному дискомфорту. Для сегмента «активных», в отличие от «осторожных», их право на проведение митингов, пикетов и демонстраций является чрезвычайно органичным и очень важным. Оно воспринимается ими одновременно и как основа, и как символ демократического вектора Украины.

Но представители обеих групп не склонны воспринимать полицию как своего партнера  по сохранению правопорядка на митингах.  Полицию они видят как силовой, карающий орган, однако недостаточно сильный и компетентный для выполнения своих функций.  К восприятию полиции как структуры, которая оказывает услуги налогоплательщикам, по сути – своим клиентам, в той или иной степени  готовы только представители «активных».

Участники круглого стола также обсудили разные аспекты взаимоотношения общества и полиции. Не обошли вниманием острые вопросы – например, по какой причине полиция диалога не смогла предотвратить столкновения в Летнем театре. В обсуждении приняли участие активисты, представители общественных организаций, ГУНП в Одесской области, сотрудники мобильной группы Консультативной миссии ЕС по реформированию сектора гражданской безопасности (КМЕС).

Видео – Третий цифровой канал (г. Одесса). Фото – В. Балинский, Г. Скейрис.