Похоже, своим ходатайством о предоставлении ей доступа к материалам уголовного дела №3700 сторона обвинения открыла ящик Пандоры. Удовлетворив это ходатайство, судебная коллегия в определении отметила: «Заборона можливості стороні захисту ознайомитися з матеріалами вказаного кримінального провадження, надаючи такий привілей виключно стороні обвинувачення, шкодить авторитету судової влади, оскільки воно зменшує прозорість розгляду і може дати грунт для сумнівів в безсторонності суду, оскільки “правосуддя повинне не лише вершитися, повинно бути видно, що воно вершиться” (Постанова Європейського Суду від 26 жовтня 1984 р. у справі “Де Кюббер проти Бельгії” (De Cubber v. Belgium), Series A, N 86, р. 14 § 26).
Суд вважає за необхідне, відповідно до ст.ст.7, 22 КПК України, відновити рівновагу у правах сторін щодо можливості отримання необхідної інформації щодо доказів.
З цією метою суд вважає за необхідне роз’яснити стороні захисту та іншим учасникам судового провадження про їх право на подачу клопотання до відповідного правоохоронного органу, до компетенції якого залежить вирішення цього питання, про надання права, аналогічного наданого стороні обвинувачення, на ознайомлення із зазначеними матеріалами, а також їх право на подачу відповідного клопотання до суду із проханням про тимчасовий доступ до вказаних матеріалів.
Суд вважає, що сторона захисту має право, аналогічне права сторони обвинувачення, на ознайомлення з усіма матеріалами кримінального провадження №12014160500003700 від 02.05.2014».
На заседании 2 августа адвокаты обвиняемых Долженкова и Мефедова воспользовались этим правом и подали ходатайство о доступе к материалам дела №3700. Прокурор Ирина Куприна категорически возражала, ее основным аргументом было: если суд удовлетворит ходатайство, о тайне следствия можно забыть.
Адвокаты Валентин Рыбин и Ольга Балашова после возражений обвинителя чуть не синхронно воскликнули: «Откажите нам в этом доступе! И тем самым покажите прокурору, что она, предоставляя суду документы из дела, в котором ни она, ни мы не являемся процессуальной стороной, сама нарушила тайну следствия!»
Однако судебная коллегия не поддалась призывам и ходатайство адвокатов Рыбина, Грушанского и Балашовой удовлетворила. Теперь следователи, которые ранее отказывали защитникам к доступе к заветным материалам, будут вынуждены показать их не только адвокатам, но и обвиняемым – Долженкову и Мефедову.
На следующем заседании, которое пройдет в понедельник, 7 августа, будут обсуждаться два ходатайства адвоката Сакауова – Ивана Прилепского. Защитник просит истребовать у прокуратуры извлечение из Единого реестра досудебных расследований в уголовном производстве все того же дела №3700 по состоянию на 6 часов 3 мая 2014 г. Как сообщил адвокат, у некоторых обвиняемых и адвокатов есть сомнения в том, что все следователи, которые вели досудебное расследование в первые часы после трагедии, являлись должным образом уполномоченными. Второе ходатайство может открыть еще один ящик Пандоры – на сей раз с привлечением к ответственности за участие в массовых беспорядках активистов одесского евромайдана. Прилепский попросил суд уведомить прокурора, который осуществляет процессуальное руководство в уголовном производстве №3700, о совершении активистом одесской самообороны Тодором Пановским правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 294 УК Украины. Основывает свое ходатайство адвокат на том, что при осмотре видеодоказательств, предоставленных прокуратурой, были обнаружены видеокадры с Пановским, принимавшим участие в событиях.
Также в понедельник суд будет принимать решение по ходатайству стороны обвинения, которая неожиданно обнаружила еще 4 тома с доказательствами по делу – протоколом осмотра места происшествия, актами судебно-медицинской экспертизы тел погибших, другими материалами.
Автор – Татьяна Герасимова