Спустя год с момента предъявления подозрения экс-вице-мэру Цвиринько и после десятка состоявшихся и несостоявшихся предварительных заседаний, 3.10.2017 в Приморском суде Одессы был наконец зачитан обвинительный акт. Также на заседании были заявлены исковые требования о возмещении ущерба в пользу громады города на 7,5 млн грн. и о компенсации материального и морального ущерба от потерпевших родителей погибших детей. Кулинич и Арпентий заявили требования на сумму 3 млн 100 тыс грн каждый, и отец Мазур – на 400 тыс грн.

Зинаиду Цвиринько обвиняют в халатности, приведшей к тяжким последствиям – гибели троих детей (ч. 2 ст. 367 УК Украины). На вопрос судьи, понятна ли ей суть предъявленных обвинений и признает ли она свою вину, экс-вице-мэр ответила отрицательно, и пояснила, что абсолютно не понимает, какие ее действия на посту заместителя Одесского городского головы могли причинить такие тяжкие последствия.

“Я не могу признать вину, потому что не понимаю, что я сделала не так. Какие мои действия или бездействие привели к таким последствиям. Я хорошо знакома с обвинительным актом, и могу сказать, что там произошло что-то не то. Меня ни разу не допросили. Обвинение не учитывает мою позицию. Мне не задавали никаких вопросов.”

“Обвиняемая не понимает, какие именно действия или бездействие находятся в причинной следственной связи с тяжкими последствиями. Некорректно предъявленное обвинение является нарушением права на защиту,” – добавил ее адвокат Веселов.

В ходе определения порядка рассмотрения доказательств и списка заявленных свидетелей стало понятно, что Зинаида Цвиринько не намерена в одиночку отвечать за случившееся. Ее адвокат заявил список из более чем 60 свидетелей. У стороны обвинения 30 свидетелей, и оба списка пересекаются в части чиновников Одесского городского совета: в суд вызовут начальника Управления капитального строительства Бориса Панова, “строительного” вице-мэра Петра Рябоконя (который в период строительства корпусов возглавлял городской ГАСК), чиновников департамента образования Елену Буйневич, Ирину Язвинскую, Ольгу Думу, Ирину Антонюк, Анжелу Становскую; директора Департамента документально-организационного обеспечения Марину Броварскую, чиновников МЧС Зубова, Медведева, Дяченко, Панкратова; директора подрядной организации “Монолит” Любовь Резникову и директора субподрядной организации Игоря Жукова, сотрудников лагеря “Виктория” Адамскую, Чернову, Червонюка, Опресян. Также адвокат Веселов заявил о необходимости допросить в суде педагогов творческих коллективов “Гармония” и “Радость” и около 10 детей, также отдыхавших в “Виктории”. Адвокат потерпевших Арпентий и Кулинич заявила, что она против допроса в суде сотрудников лагеря.

В обоих списках отсутствовала фамилия бывшего вице-мэра по строительству Вячеслава Шандрика, хотя эта фамилия должна по праву занимать почетное первое место в списке трагедии “Виктории”.

Впрочем, можно прогнозировать, что в суд явятся только чиновники среднего звена, а также то, что опрос свидетелей растянется на несколько лет, учитывая, что на одном заседании обычно возможно заслушать показания трех-четырех свидетелей. При одном-двух заседаниях в месяц по самым оптимистичным прогнозам процесс займет от двух до трех лет.

Затем адвокат Веселов ходатайствовал о приобщении к материалам дела тома №10 и ряда его запросов в прокуратуру и другие официальные органы, в том числе, в Аппарат Президента Украины.

Следующее заседание назначено на 22 ноября 2018 г. на 10.00.

Светлана Подпалая.