На заседании 20 июня изучали видеозаписи, доказывающие участие подсудимых в массовых беспорядках 2 мая. В своем выступлении прокурор О. Моско постоянно использовала речевой оборот «лицо, похожее на…». Похоже, для самой прокуратуры видео не являются доказательствами идентификации обвиняемых. Таким доказательством могла бы стать фото-портретная экспертиза, но ее, по всей видимости, не проводили. Потому прокурор ориентировалась на некие аналитические записки с неясным процессуальным статусом, составленные уголовным розыском. Прокурор смотрела в эту «шпаргалку» и называла минуты на видео, где появлялся тот или иной обвиняемый. Вернее, «лицо, похожее на него». Выглядело это довольно нелепо, честно говоря.

Начали с тех, кто находится под стражей.

Адвокат обвиняемого Долженкова О. Балашова обратила внимание суда на то, что конверты с дисками, на которых находятся видео, не опечатаны. Кроме того, папка с файлами на диске датирована октябрем 2014 г., хотя досудебное следствие завершилось 25 сентября 2014 г. Все, что приобщено к делу позже этой даты, не может считаться надлежащим доказательством. Поэтому адвокат заявила, что она против демонстрации этого видео в суде.

Официально следствие получило видеоматериалы у двух одесских телекомпаний – ТРК «Круг» и Думская ТВ. В протоколах приобщения к материалам дела обозначены серийные номера «телевизионных» дисков. Однако они не совпадают с номером диска, предъявленного прокуратурой. Также нет протокола приобщения данного диска к материалам дела.  Таким образом, происхождение видеозаписей неизвестно. В качестве доказательств также использованы фото, одно из них – из знаменитой серии снимков блогера Живого журнала с ником napaki, но фото к делу не приобщены в соответствии с процессуальными требованиями, так что и это доказательство защита считает ничтожным. Кроме того, в материалах дела есть письмо, видимо, от издания «Думская нет», в соответствии с которым приобщались фотографии двух думских журналистов – Олега Константинова и Сергея Диброва. Но ни одного фото их авторства для обзора представлено не было.

На видео и фото изображен человек в сером спортивном костюме, черном бронежилете, в маске и шлеме защитного цвета. Прокурор О. Моско сначала утверждала, что это Долженков, потом, когда ее поправили (презумпция невиновности!) – что это «лицо, похожее на Долженкова», а опознала она его по телосложению. Сам обвиняемый заявил, что видео – это фальсификация, что все происходящее – фарс и предложил прокуратуре отказаться от обвинения.

«Лицо, похожее на Мефедова» фигурирует всего на одном видео продолжительностью 39 секунд, на нем какие-то люди с палками вроде кого-то бьют. Сам обвиняемый в джинсовой голубой куртке появляется в кадре буквально на несколько мгновений в стороне от этой толпы. Никаких доказательств того, что он принимал участие в массовых беспорядках, на этом видео нет. Трудно даже идентифицировать место и время съемки. Адвокат обвиняемого В. Рыбин заявил, что будет пользоваться этим материалом для доказательства невиновности своего подзащитного.

«Лица, похожие» на С.Корчинского и В.Романюка, зафиксированы на фото рядом с Виталием Будько по кличке «Боцман» в переулке Вице-Адмирала Жукова, а также на видео, в верхнем левом углу которого написано «Любимый город Одесса LIVE». То есть владельцы этого видео – не «Круг» и не Думская ТВ. Т.к. фото- и видеоматериалы процессуально не оформлены как положено, адвокаты эти доказательства также считают недопустимыми. Сами обвиняемые не признают себя на этих кадрах.

М. Сакауова не удостоили даже аналитической записки, поэтому прокурор опознавала его по черной одежде и красной строительной каске, в которой обвиняемый был задержан (кстати, в такой экипировке были многие участники событий).  Но уверенно указать на «лицо, похожее на Сакауова», Оксана Моско ни на одном видео не смогла…

Наблюдала я за всем этим, и один вопрос в голове не давал покоя: чем занимались с 5 мая 2014 г. по 16 января 2016 г. 170 доблестных следователей ГСУ МВД Украины под руководством Николая Рудницкого, в чью задачу входил поиск доказательств и надлежащее их оформление по одному из самых резонансных и кровавых эпизодов гибридной войны России против Украины? Продуцировали вот эту туфту, которую несколько десятков человек вынуждены исследовать вот уже почти два с половиной года…

Автор – Татьяна Герасимова.