На сегодняшнем заседании по делу Петроса Саркисяна, экс-директора детского лагеря «Виктория», прокурор Оксана Моско оглашала выводы различных экспертиз, проведенных в рамках досудебного расследования.

В частности, прозвучали выводы судебно-медицинской экспертизы – о причинах гибели в пожаре Снежаны Арпентий, Насти Кулинич и Софии Мазур. Выводы всех трех экспертиз сходятся: причиной смерти детей явился ожоговый шок.

Также прокурор зачитала выводы строительной и электротехнической экспертиз, в которых указаны многочисленные нарушения при строительстве деревянных корпусов и прокладке электросетей. Адвокат обвиняемого Карпов поинтересовался у прокурора, почему в переданных ею суду материалах отсутствует экспертиза лакокрасочных материалов. Судья Чаплицкий обратил внимание защитника на то, что обвинение вправе выбирать, какие материалы представить в суд и что защита может сама приобщить эту экспертизу к материалам дела. Адвокат указал также на некоторые выводы экспертов, которые, по его мнению, могут объяснить, почему так быстро распространился огонь.

Так и остается открытым вопрос о причинах пожара.  Пожаро-техническая экспертиза, выводы которой также прозвучали сегодня в зале судебных заседаний, не дает ответа на этот вопрос. Экспертами установлено, что очаг пожара находился в правой части спальной помнаты №4 корпуса №5. Установлены четыре вероятных причины возникновения пожара, которые экспертным путем не удается ни подтвердить, ни опровергнуть:

– возникновение пожара от источника открытого огня (пламя спички, пламя свечей, тления табачного изделия);

– возникновение пожара от тепловых проявлений электрической энергии (короткое замыкание)

– возникновение пожара вследствие занесения постороннего источника зажигания;

– возникновение пожара от тепла, полученного от более нагретого или раскаленного предмета (электрокипятильник).

Такая неопределенность не позволяет привлечь к ответственности лиц, виновных в возникновении пожара, поскольку они не установлены.

В связи с этим, как удалось узнать автору, отец одной из погибших девочек Алексей Мазур подал следственному судье Приморского района ходатайство о проведении комплексной судебной пожаро-технической, строительно-технической, электротехнической экспертизы. Он просит поручить проведение этой экспертизы Независимому институту судебных экспертиз (г. Киев) с привлечением иностранных экспертов Международного института экспертиз (г. Таллинн, Эстония). На разрешение экспертов А. Мазур просит поставить такие вопросы:

  1. Отвечает ли проектная документация здания жилого корпуса лагеря, в котором возник пожар, Правилам пожарной безопасности Украины и Европы;
  2. Отвечает ли исполнительная строительная документация выполненным работам;
  3. Соответствуют ли выполненные строительные работы по строительству пожарных водоемов, находящихся на территории лагеря «Виктория», требованиям нормативно-правовых актов в области строительства (ДБН, СНиП, стандартам, техническим условиям и т.д.)? Если не соответствуют, то в чем заключаются несоответствия?

Также он просит установить места возникновения пожара, скорость его распространения и направления.

Следственный судья Приморского районного суда г. Одессы Виктор Иванов ходатайство удовлетворил, проведение экспертизы поручено Независимому институту судебных экспертиз, г. Киев,  с привлечением иностранных экспертов Международного института экспертиз., г. Таллинн, Эстония.

Комментарий прокурора Оксаны Моско после заседания

Следующее заседание состоится 19 июня в 11.00.

Татьяна Герасимова.