Центр правового мониторинга «Гідність» продолжает разбираться в деталях расследования причин трагедии в детском комплексе «Виктория», пожар в котором унес жизни трех маленьких отдыхающих. Сегодня на скамье подсудимых четыре обвиняемых по данному делу – директор лагеря Петрос Саркисян, экс-вице-мэр Зинаида Цвиринько, двое представителей ГСЧС Валерий Дяченко и Леонид Бондарь. Свой приговор уже получила воспитательница, отвечавшая за пожарную безопасность в «Виктории», Наталья Цокур.

Буквально на днях, спустя восемь месяцев после трагедии подозрение в деле, связанном с «мертвыми душами» в комплексе было вручено Петросу Саркисяну и его заму Татьяне Ланиной. Но вряд ли это весь круг тех, кто так или иначе может быть причастен к страшному пожару, забравшему три жизни.

Нарушение на нарушении

Во время оглашения приговора по делу Цокур судья зачитал предоставленные в суде письменные доказательства по делу. Среди них также фигурировал перечень всех нарушений пожарной безопасности, найденных в комплексе «Виктория» инспекцией ГСЧС во время проверок.

Как оказалось, многочисленные нарушения противопожарной безопасности в лагере «Виктория» ГСЧС обнаружила еще в 2015 году, за два года до трагедии. Среди них множество достаточно серьезных – так, в комплексе не был выведен сигнал контроля на пульт круглосуточного противопожарного наблюдения, не проведена обработка деревянных конструкций, не установлены возле домиков пожарные гидранты, не размещены электрощиты, не проведено техническое обслуживание систем вентиляции согласно требованиям ДБН и многое другое. Данные нарушения должны были быть устранены еще до 2016 года.

Пепелище в лагере «Виктория»

Но даже в прошлом году ряд из них так и не устранили, ведь июньская проверка ГСЧС в 2017 году показала, что в комплексе «Виктория» по-прежнему множество серьезных нарушений норм пожарной безопасности.

К примеру, инспектор выявил, что договор на техническое обслуживание противопожарной системы так и не заключен, при этом устранить данное нарушение необходимо было еще в 2015 году. Сигнал так и не был выведен на пульт круглосуточного наблюдения. Кроме того, руководство лагеря не провело защитную обработку деревянных конструкций корпусов и не смонтировало систему оповещения о пожаре. Также не были установлены гидранты возле пожарных водоемов.

Бывший «строительный» вице-мэр Вячеслав Шандрык инспектирует завершающиеся работы в «Виктории». Фото 2016 года с сайта одесской мэрии

При этом очевидно, что никто из городских чиновников не предпринимал никаких действий, чтобы устранить все выявленные нарушения. На недочеты закрывались глаза как директором лагеря Петросом Саркисяном, так и профильными представителями городской власти, которые должны были контролировать работу учреждения. А сотрудники пожарной службы, выявлявшие нарушения, ограничивались лишь формальными предписаниями и «смешными» штрафами в размере 51 гривны.

Оглядываясь назад, становится понятно: все эти мелочи стали фатальными и привели к трагическим последствиям.

Сразу после пожара в «Виктории» проводить общественную экспертизу на место выехал активист Владислав Балинский, который также выявил ряд роковых нарушений, связанных с противопожарными требованиями, еще при строительстве детского муниципального лагеря.

В частности, Балинский, анализируя данные об общей картине пожара, скорости распространения огня и др., обнаружил, что деревянные домики для детей, которые обошлись бюджету города в десятки миллионов гривен, были построены и отделаны материалами повышенной горючести. Они легковоспламеняемые, высокоопасные, с высокой дымообразующей способностью.

Реконструкция деревянных домиков в «Виктории». Фото 2016 года с официального сайта города

Кроме того, общественник отмечает, что визуальный осмотр идентичных сгоревшему корпусов показал отсутствие ограничителей распространения пожара в домиках, которое достигается применением конструктивных и объемно-планировочных решений, средствами препятствования разливу и растеканию горючих жидкостей во время пожара, применением средств пожаротушения, в том числе автоматических установок.

«Согласно пункту 4.17, в стенах, перегородках, перекрытиях и покрытиях запрещается предусматривать пустоты, ограниченные материалами групп горючести Г3, Г4 (повышенной горючести – прим. ред.)… Между конструктивными элементами здания и отделкой (деревянной вагонкой) имеется множество пустот. Конструкция перекрытия включает в себя деревянные балки и также имеет множество незаполненных пустот между ними. Автоматические системы пожаротушения отсутствуют. Система оповещения о пожаре для детских оздоровительных лагерей круглогодичного использования… не соответствует требуемым параметрам», – заключает Владислав Балинский.

Очевидно, что данные нарушения не устранялись в комплексе «Виктория» годами, и фактически были заложены с самого начала недавней реконструкции.

Странности при строительстве

История о том, как проходила реконструкция деревянных домиков в лагере «Виктория», вызывает немало вопросов, начиная от декларации о строительстве. Так, большого труда стоило получить ведомости о том, когда было выдано разрешение на начало работ по реконструкции корпусов в «Виктории» – чиновники из городского управления архитектурно-строительного контроля всячески избегали прямого ответа на этот вопрос.

На первый запрос данные сведения не предоставили. При этом в управлении архитектурно-строительного контроля Одесского горсовета сообщили, что в реестре документов есть только информация о декларации о готовности реконструированных деревянных домиков к эксплуатации, датированной 15 мая 2017 года.

На уточняющий запрос с просьбой предоставить разрешающие документы на реконструкцию деревянных домиков в скандальной «Виктории», глава ведомства Александр Авдеев сообщил лишь о разрешении на реконструкцию корпуса для воспитателей в лагере, выданном в августе прошлого года.

И лишь в ответе на третий запрос в одесском управлении архитектурно-строительного контроля, наконец, рассказали: декларация о начале строительных работ по реконструкции зданий детского оздоровительного комплекса «Виктория» была выдана 15 мая 2017 года, то есть, выходит, в день завершения данных работ.

Таким образом, можно предположить, что деревянные домики, в одном из которых случился пожар, строились попросту незаконно. И возникает резонный вопрос: почему заказчик этих работ – городское управление капитального строительства во главе с Борисом Пановым – допустило такое грубое нарушение закона?

«Судя по тому, что городские чиновники не хотят давать документы о начале строительных работ, скорее всего речь идет об обычной, довольно распространенной махинации: сначала нахалстроем все строится, а буквально за два-три дня идут подряд две декларации – одна о начале строительства, когда объект уже построен, а следующая – об окончании. Таким образом, за два дня у нас может «вырасти» пятиэтажка, например», – комментирует сложившуюся ситуацию глава общественной организации «Сохраним Одессу сами» Юрий Никитин.

Следует также напомнить, что дети жили в деревянных домиках еще в 2016 году, то есть когда никаких документов о введении в эксплуатацию лагеря после реконструкции не было.

Например, на сайте одесского горсовета есть новость, датированная 17 июня 2016 года, в которой, в частности, сообщается о том, что «в 2015-2016 годах в «Виктории» был проведен капитальный ремонт существующего трехэтажного корпуса, а также снос шести ветхих одноэтажных деревянных зданий постройки 1956 года. На их месте возведены четыре двухэтажных спальных корпуса из деревянного сруба. Корпуса наполнены новой мебелью, постельным бельем, технологическим оборудованием».

Мэр Одессы Геннадий Труханов инспектирует нахалстрой? Фото 2016 года с сайта одесского горсовета

Как такое стало возможно в муниципальном учреждении, вопрос к правоохранительным органам.

По словам активиста, сложно определить, чем руководствовались чиновники, которые провели реконструкцию в коммунальном учреждении, обходя закон. Одной из возможных причин является строительство по договоренности, когда крупный бюджетных подряд отдается «своей организации».

При этом данная версия имеет подтверждение в открытом еще в 2015 году уголовном деле, согласно которому тендер на реконструкцию корпусов в лагере «Виктория» разыграли между двумя связанными между собой компаниями, принадлежащими одесскому бизнесмену, фактическому владельцу канатной дороги в городе Юрию Резникову. Несмотря на затянувшееся расследование, подозреваемых в данном деле до сих пор нет.

«Возможно, тендер проводился «для галочки». Я не исключаю, что там вообще по договоренности строили без денег. Тендер мог проводиться под уже готового подрядчика, который работу уже и выполнял», – подчеркивает Юрий Никитин.

Примечательно, что служебная проверка, проведенная городской властью после трагического пожара в детском лагере «Виктория», все эти нарушения не выявила. Виновными в произошедшем, по мнению одесских чиновников, являются лишь директор лагеря Саркисян, его зам Ланина и осужденная уже воспитательница Янчик.

Почему детей селили фактически в нахалстрои, а ревизоры это игнорировали, и могли ли чиновники из УКСа и одесского ГАСКа не знать о происходящем, вопрос к правоохранительным органам.

Продолжающаяся стройка

Сейчас детский комплекс «Виктория» закрыт. В феврале суд полностью остановил работу лагеря. Но на тот момент в учреждении активно шла стройка – проводилось благоустройство стадиона и стартовала реконструкция корпуса для преподавателей. Очевидно, что «Викторию» готовят к открытию, несмотря ни на что.

Строящийся корпус для воспитателей и благоустроенный уже после пожара стадион

Примечательно, что капитальный ремонт стадиона и элементов благоустройства территории в «Виктории» занималась все та же фирма «Юг-Укрстрой», которая ранее построила печально известные деревянные домики и фигурирующая на данный момент в расследовании правоохранителями сомнительного тендера. Но, очевидно, начальника одесского УКСа данные факты не смущают.

При этом договор о реконструкции корпуса для преподавателей был подписан всего через несколько дней после рокового пожара.

К слову, сомнительная компания уже после трагедии получила из бюджета более 10 миллионов гривен за капитальный ремонт и благоустройство стадиона.

Всего за 2017 год фирма «Юг-Укрстрой» на подрядах, связанных с работами в детском комплексе «Виктория», согласно данным портала Е-дата, заработала более 40 миллионов гривен. И это только деньги, проведенные через казначейство. Реальная сумма может быть еще больше.

Сейчас в судах находится четыре дела, связанных с пожаром, унесшем три жизни. Ни Саркисян, ни Цвиринько, ни два пожарных Леонид Бондарь и Валерий Дяченко виновными себя не признают. При этом чиновникам, которые фактически допустили случившееся – главе УКСа Борису Панову, начальнику одесского ГАСКа Александру Авдееву, руководительнице городского департамента образования и науки Елене Буйневич, никаких вопросов правоохранители, по всей видимости, не задают.

Елена Зигульская