“Полная экипировка, подготовка к схватке с тем, чего так и не произошло, преувеличение масштабов угрозы с тем, чтобы наращивать вооружение, число полицейских, которые вызывающе ходили по улицам и площадям, злобно смотрели в упор, вели себя не так, как простые люди”…
Где это происходит? В Одессе 18 ноября 2017 г. во время протестов против застройки Летнего театра? Нет, в шведском городе Гетеборг 15 июня 2001 г. Это впечатления одного из гражданских активистов о действиях полиции во время акций гражданского протеста во время саммита США – ЕС. На улицы вышло более около 20 тысяч жителей страны с протестами против ЕС, глобализации и Президента США Джоржа Буша.
А началось все с того, что накануне саммита полицейские оцепили для проведения обыска гимназию, где ночевали «антиглобалисты», лишив свободы передвижения от 500 до 700 человек. На следующее утро на улицы города вышли более 10 тысяч граждан, их не пустили к Международному торговому центру – месту проведения саммита. Новое ограничение свободы спровоцировало беспорядки. Толпа направилась на центральную улицу города, где начала бить окна, поджигать уличные туалеты, мебель кафе и ресторанов, вынесенную на свежий воздух… К вечеру это переросло в 20-тысячную демонстрацию противников ЕС и ночной праздник под лозунгом “Вернем наши улицы”. Начались столкновения с полицией, дошло до стрельбы. Один из активистов был ранен, но выжил благодаря быстрой госпитализации.
В полицию поступили тогда заявления на 170 полицейских, их обвиняли в том, что они сами во многом спровоцировали беспорядки. Хотя до суда ни одно дело не дошло, но правительство после беспорядков учредило комитет под руководством бывшего премьер-министра Швеции Ингвара Карлссона. Комитет должен был разобраться, как действовала полиция во время саммита. И комитет подтвердил заявления активистов о том, что полиция действовала провокативно.
Из случившегося сделали глобальные выводы, начали вместе с учеными – социологами, социальными психологами – анализировать ситуацию. Для понимания глубинных процессов, которые движут большой массой людей, использовали теорию социальной идентичности. В результате родилась новая модель тактики полицейских по время массовых мероприятий – так называемая “полиция диалога”. Суть в том, чтобы не хвататься сразу за тяжелую полицейскую дубину, а действовать убеждением. В полиции учредили звено, которое должно было взять на себя функции посредника по установлению взаимопонимания между полицейским руководством и теми, кто организует публичное выражение мнений различных групп населения.
О том, как внедряли новую тактику в европейских странах, одесситы узнали на встрече с представителями Консультационной миссии Евросоюза по реформированию сектора гражданской безопасности (КМЕС). Как известно, КМЕС этой весной открывает в Одессе еще одно (наряду со Львовом и Харьковом) подразделение. А пока в наш город приехала мобильная группа КМЕС, которая начала свою работу 17 января со встречи с представителями гражданского общества. Почему на первой встрече речь зашла именно о поведении полиции во время мирных собраний, понятно – события в Летнем театре очень напоминают то, что происходило в далеком Гетеборге 17 лет назад. А действия нашей полиции во время мирной акции показали: несмотря на реформу, правоохранители еще не готовы к тому, что можно даже в самых острых ситуациях обойтись без насилия.
Внедрение полиции диалога в Украине – один из приоритетов КМЕС. Еще в июне 2016 г. сотрудники миссии начали делать первые шаги в этом направлении, – рассказал тренер КМЕС Некулай Опре. Провели тренинги для полицейских в нескольких областях Украины, в том числе в Одесской, всего обучили искусству ведения переговоров 120 человек. Эти полицейские станут тренерами для своих коллег.
В Киеве полиция диалога заработала накануне Евровидения-2017 г. В Одессе диалоговая группа (40 сотрудников) была презентована 8 ноября 2017 г.
Если коротко, то полиция диалога – это группа сотрудников полиции, задача которых – наладить коммуникацию с организаторами и участниками мирного собрания с целью предупреждения насилия. Коммуникация начинается задолго до самой акции – с момента уведомления о ее проведении. Тогда полицейские-переговорщики встречаются с инициаторами мирного собрания, обмениваются информацией, налаживают взаимодействие с ними от начала до конца проведения мероприятия. Во время самой акции такие полицейские (кстати, они одеты в гражданскую одежду либо специальные ярко-желтые жилеты с надписью: «Полиция. Антиконфликтная группа» поверх формы, у них с собой нет никаких спецсредств), пытаются предупредить любые конфликтные ситуации, разъясняют действия полиции и останавливают агрессивных граждан не силовыми методами, а словом.
Развитие полиции диалога станет одним из важных направлений работы КМЕС в Одесской области. И в этом вопросе, как сказал руководитель миссии Кястутис Ланчинскас, важная роль отводится гражданскому обществу – как силе, которая может (и обязана) контролировать процесс реформирования полиции и результат этой работы. А это невозможно сделать без постоянного взаимодействия между гражданским обществом и полицией, без диалога в более широком контексте. Без которого полицейская тактика с аналогичным названием просто не будет эффективной.
Татьяна Герасимова
Фото – Владислав Балинский.