Расследование уголовного дела в отношении организованной преступной группы, известной в Одессе как «ломбард МИАР», было начато еще в далеком 2002 году Киевским райотделом милиции. Это было время расцвета деятельности ОПГ под руководством Ивана Микулича, которая незаконно и жестоко, по отработанной схеме, отнимала недвижимость у одесситов вместе со всеми домашними вещами, оставляя владельцев в буквальном смысле на улице. Таких историй много – за время деятельности группировки пострадало порядка 400 владельцев жилья, офисов, земельных участков в Одессе и Одесской области. Каждая из таких историй – это не просто страничка летописи одесского криминала, это сломанные судьбы и безжалостно украденные жизни сотен одесситов.
Ни следствие, ни суды членов группировки совершенно не пугают. Они с легкостью «решали» и продолжают «решать вопросы» и с правоохранителями, и с судьями. Тем не менее потерпевшим, число которых постоянно росло, удалось в конце концов расшевелить неповоротливую машину уголовного правосудия. Несколько уголовных дел по разным эпизодам расследовали городское и областное управления милиции, в основном безуспешно. Пока в 2008 году все дела не были объединены в одно производство, которое поручили Главному следственному управлению МВД Украины под процессуальным руководством Генеральной прокуратуры Украины. Именно в это время вещи были названы своими именами: МИАР – это организация, обладающая всеми признаками организованной преступной группы: стойкостью преступного объединения, продолжительностью существования, иерархичностью структуры, разработкой конкретных методов, приемов подготовки и совершения преступлений, обеспечением безопасности функционирования, финансирования, созданием условий для сокрытия преступной деятельности и т.д.
«Досудебным следствием установлено, что Микулич И.Е. из корыстных побуждений, с целью личного незаконного обогащения стал на путь совершения преступлений против общественной безопасности, собственности, других личных прав и свобод человека и гражданина, в начале 2001 года создал и осуществлял руководство преступной организацией, в состав которой в разный период времени вошли: Прокопенко О.Н., Вернигор Е.В., Оголюк Ю.В., Нагорный А.В., Караштефан А.В., Моргун А.С., Горшков А.А., Косьянюк А.А., Фантаз А.В., Никулина Л.И., Плутман Э.И., Иванов А.А., Згурский А.П., Пацерко Р.Д., Епифанов П.Н., Муленко В.В., Рыбак И.А., Атрахов Е.В., Штым С.Б., Котик С.В., Белокуренко И.Е. и неустановленные следствием лица, – говорится в обвинительном заключении. – Указанная преступная организация действовала с начала 2001 года по 2009 год. Участники преступной организации выдвигали условием выдачи кредита потерпевшим и как гарантию его возврата, оформление мнимой сделки купли-продажи недвижимости, маскируя, таким образом договор займа, с последующим оформлением договора найма жилого помещения на срок предоставления кредита и наложением ареста на недвижимое имущество граждан в судебном порядке. В договоре найма жилого помещения размер оплаты за аренду отвечал размеру ежемесячной оплаты процентов за выданный денежный кредит. Путем получения судебных решений о признании права собственности на недвижимое имущество должников, участники организации заключали между собой несколько формальных сделок купли-продажи или дарения имущества, с целью осложнения возможности возвращения потерпевшим в судебном порядке принадлежащего им имущества. После признания права cобственности на недвижимое имущество, принадлежавшее потерпевшим в судебном порядке, члены преступной организации совершали легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и открыто, из объектов недвижимости, принадлежащим потерпевшим и другим лицам, похищали чужое имущество».
В общей сложности досудебное расследование длилось 9 лет, и в марте 2011 г. обвинительное заключение поступило на рассмотрение в Киевский районный суд г. Одессы. Хотя потерпевшие были категорически против рассмотрения дела в Одессе, потому что именно одесские судьи – не один, не два, а сорок (!) служителей Фемиды принимали незаконные решения, удовлетворяя исковые заявления членов преступной группировки. Люди, пострадавшие от рук членов ОПГ, писали заявления во все инстанции с требованием рассматривать дело в Апелляционном суде, пригласив туда коллегию из другого региона Украины. Сегодня, оглядываясь назад на шесть лет, они с горечью констатируют: мы как в воду глядели – одесские судьи не хотят судить банду «МИАР».
Первым похоронил надежду потерпевших на справедливость и на правосудие судья Киевского районного суда С.П.Галий. Через 2,5 года судебного марафона, уже когда практически все участники процесса выступили с последним словом и оставалось вынести приговор, он неожиданно удовлетворил ходатайство одного из подсудимых и отправил уголовное дело для проведения дополнительного расследования.
Потом дело долго и нудно не могли отправить из канцелярии Киевского суда в Апелляционный суд. С улицы Филатова на улицу Гайдара дело шло 8 (прописью – восемь!) месяцев. И все эти долгие месяцы люди, у которых отняли жилье, которых оставили без имущества, люди, долгие годы добивавшиеся расследования, опять ждали. Только в конце мая 2014 г. Апелляционный суд Одесской области вынес решение: постановление Киевского районного суда г. Одессы от 09.10.2013 г. о направлении в ГСУ МВД для проведения дополнительного расследования отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей со стадии судебного рассмотрения.
Но тот же, т.е. Киевский суд, уже не стал слушать дело: трое судей заявили самоотвод, и Апелляционный суд изменил подсудность – перенес слушания в Малиновский суд. Тот самый, где работает большое количество судей, выносивших нужные «МИАРу», незаконные решения. В связи с чем потерпевшие заявили отвод всему составу Малиновского суда.
Но апелляционная инстанция оставила дело в Малиновском суде. Где его слушает уже третья коллегия. Вернее, не слушает – за 2,5 года, начиная с 17.11.2014 г., было назначено 43 заседания. Знаете, сколько из них состоялось? Ни одно. Все заседания были перенесены – в основном, из-за неявки обвиняемых и их адвокатов, которые членам ОПГ, как представителям социально незащищенных слоев населения, назначили в Региональном центре вторичной правовой помощи. Надо ли уточнять, что тем обвиняемым, кто игнорировал судебные заседания, великодушные судьи Малиновского суда почему-то не меняли меру пресечения на содержание под стражей.
За это время умерли трое из 14 потерпевших, которым так и не суждено было дождаться справедливости от нашего государства…