На заседании 16 ноября 2018 в Киевском суде продолжили слушать показания чиновников Департамента науки и образования Одесского горсовета. В суд явились заместители начальника Департамента Светлана Скебало и Ольга Дума, а также главный специалист Инесса Кирносова. На рассказе последней хочется остановиться особо, так как благодаря ее показаниям наконец-то стало понятно, каких именно родителей имел в виду Саркисян, неоднократно утверждавший, что «на поселении детей в деревянные домики настояли сами родители».

Как следует из рассказа Кирносовой, это не были родители ансамбля «Адель». Самыми хитрыми или настойчивыми оказались представители другого танцевального коллектива – ансамбля «Радость» из Киевского района. Именно они приехали в лагерь накануне заезда, 3 сентября 2017 и договорились с руководством «Виктории», что их детей поселят в новые домики.

Вот как об этом рассказывает Инесса Кирносова, в должностные обязанности которой входила организация оздоровления детей, отправка их в лагеря и непосредственное личное присутствие при заезде детей: заезд в «Викторию» проходил 4 сентября 2017 и был организован таким образом, что каждый район заезжал в свое время (с 9.00 до 12.00). Первыми заезжали дети школ Киевского района Одессы. Прибыв в «Викторию», Кирносова увидела, что происходит заселение в деревянные корпуса. По ее словам, полномочия Департамента при организации оздоровления детей заканчиваются в момент принятия врачом детского учреждения медицинских документов ребенка, и размещение детей уже полностью относится к сфере ответственности детского учреждения, в данном случае, лагеря. Однако заселение детей в летние корпуса после окончания летнего сезона ее удивило. «Почему не в каменные?» – спросила она у присутствующих на месте представителя Киевского отдела образования Соколовой Елены Владимировны и руководителя ансамбля Радость Коваленко Елены Евгеньевны. Те пояснили ей следующее: “Мы были тут накануне вечером и попросили администрацию, договорились, что нас поселят в деревянные корпуса.” В качестве причины они назвали жаркую погоду, вероятно, имея в виду, что деревянные расположены на первой линии над морем, следовательно, там будет менее жарко.

Судья Чаплицкий задал прямой вопрос, кто все-таки принял решение о заселении. Кирносова сначала повторила, что родители, но потом вынуждена была согласиться с тем, что принятие решение все-таки лежит в сфере полномочий руководства лагеря.

Обвиняемый Саркисян прокомментировал это дословно так: «Они настояли, а я не отказал».

На вопрос, видела ли она поселение “Адели”, Кирносова ответила отрицательно: «Я не видела, как заселялась «Адель». Они как-то очень интересно заселялись со своим специалистом Малиновского района».

Со стороны родителей ансамбля “Адель”, присутствовавших в зале суда, послышались вопросы: «Как «интересно»?

Кирносова: “А что, вы не знаете, как? Вас поселяла тетя Кулинич.”

В итоге, свидетель никак не пояснила, что хотела сказать, акцентируя внимание на том, что тетя погибшей впоследствии девочки Светлана Нилова работает в территориальном Малиновском отделе образования и выполняла свои должностные обязанности, заселяя в «Викторию» детей, среди которых была и ее племянница, воспитанница ансамбля «Адель». Также, осталось неясным, почему она назвала заселение «Адели» интересным, не наблюдая его.

Судья и адвокаты не задали ей дополнительных вопросов по этому поводу, и остается неизвестным, вызовут ли в суд Светлану Нилову, а также руководителя ансамбля «Радость» и специалиста Киевского отдела образования.

Вопрос ответственности за ненадлежащее поселение детей важен, потому что по правилам дети не могли жить в сентябре в не предназначенных для этого помещениях, которыми являлись деревянные летние домики. Тем более, если учесть, что за два сезона их фактической эксплуатации там накопилось множество проблем, включая неисправную противопожарную сигнализацию и многочисленные неполадки с электрикой, бойлерами и сантехникой. Почему руководство лагеря смотрело сквозь пальцы на эти факты и, более того, пошло на поводу у родителей, не проинформировав их о том, что такое поселение нарушит нормы проживания детей?

Остальные две чиновницы еще раз подтвердили, что за пожарную безопасность в “Виктории” Департамент ответственности не несет и никоим образом не мог осуществлять ее контроль. Также они ответили на вопросы по штатному расписанию. Согласно ему, у “Адели” должно было быть на 50 детей 3 вожатых, а не один, как было в реальности. Также они понятия не имеют, на каких условиях и с чьего позволения хореограф “Адели” могла проживать в лагере вместе со своими воспитанниками.

Отмечу, что все три чиновницы характеризовали Саркисяна исключительно положительно, однако Кирносова пошла немного дальше и пыталась проиллюстрировать свою высокую оценку его профессионализма примерами. До того, как ее прервал судья, она успела рассказать о том, что «Петрос Аветисович – единственный мужчина в нашем образовании, который мог справиться с этим контингентом» – трудновоспитуемыми детьми из интернатов и неблагополучных семей. «Там была группа сирот, с которыми только он один и мог сладить», «когда они пребывали на территории «Виктории», это было спасение для всего города».

При этом, она признала факт травмы, полученной во время нахождения в “Виктории”, приведшей к смерти одного из трудновоспитуемых детей в 2011 году. Мальчик убежал ночью на пляж и, прыгнув с пирса, получил черепно-мозговую травму, после чего умер в больнице.

Светлана Подпалая.