«Они же местные»
Отряд самообороны в селе создали за два с половиной года до лощиновских событий. Как говорит Николай Михов, именно тогда в селе поселилось несколько ромских семей. И начались крупные кражи: у одного увели мотоблок, у другого обчистили кукурузное поле. По ночам в село зачастили такси из Измаила.
– Мы сначала удивлялись: что за богатые люди к нам приезжают? Потом узнали – у нас в селе появилась наркоточка. Наркоманы наведывались к Фросе Чеботарь, одной из тех, кто недавно к нам переехал. Позже мы нашли в ютубе видеоролик, где она прямо во дворе дома в Измаиле колет «гостю» что-то в вену, – рассказывает «шериф».
Как рассказал Михов, летом 15-го чуть не полыхнуло – тогда столкнулись ромы и фермеры Лощиновки и соседнего Каланчака из-за воровства кукурузы. Чтобы мирно разрешить ситуацию, собрали сельский сход, на который приезжала председатель Измаильской райадминистрации Валентина Стойкова. Обещала разобраться, навести порядок. Но ничего не поменялось.
Обстановка в селе накалялась: начались конфликты между подростками в школе, на детской площадке в центре села, где лощиновцы любят собираться семьями.
– Чего ж в полицию не жаловались? – спрашиваю.
– Да как не жаловались! Но после жалоб людям стали угрожать. Мы поняли, что полиция нам не помощник, что надеяться можем только на себя. Тогда и начали своими силами правопорядок в селе поддерживать. Но беспредел продолжался.
– Государство само и допустило этот конфликт, – говорит Юрий Шишман. – Тем, что не вмешивалось, не наводило порядок. Почему-то ромы оказались вне закона. Но это же неправильно! Почему для украинцев, болгар, гагаузов есть закон, а для них нет? У нас в селе живут представители 12 национальностей – и никто никого не обижает.
– Убийство Ангелины Моисеенко стало последней каплей, – считает Николай Михов. – Если бы не эта трагедия, рано или поздно что-то бы все равно произошло, потому что дошло до точки кипения.
Кстати, в селе живут и другие ромские семьи – потомки тех, что поселились здесь еще в 60-е годы прошлого столетия.
– Две большие семьи были – Ковали, двенадцать человек, и тетя Паша Чеботарь с сыновьями Жорой, Степой и Славой, с ним я в одном классе учился, – рассказывает Шишман. – Жили, работали скотниками, пастухами. Вместе мы ходили летом на подработки – в основном, подпасчиками брали нас, пацанов. Вместе гоняли в футбол. Иногда и сейчас встречаемся, добрыми друзьями остались.
Семья Михаила Чеботаря происходит как раз от этой «тетипашиной» ветви. Мама обвиняемого Елена Федоровна, ее трое сыновей и бабушка живут наискосок от дома Николая Чербаджи. Напротив – дом Михаила. Оба дома целы-невредимы, правда, в доме Михаила одно окно все-таки выбили.
Елена Федоровна, мать Михаила, говорит, что ее с младшими сыновьями гнали по улице с вилами, что им пришлось прятаться и отсиживаться две недели у родных в Измаиле, но ее сосед Николай Чербаджи относится к этим словам скептически:
– Хотели бы выгнать – выгнали бы. Да, окно у них разбили, но с вилами по улице никто не гнал. Они же местные.
«Они же местные» – наверное, вот та магическая формула, которая объясняет, почему семья рома Чеботаря и по сей день живет, никого не боясь, в Лощиновке, а их дальней родственнице Фросе Чеботарь пришлось свой дом продать. Его выкупил сельсовет и передал сироте.
И Михов, и Шишман, и Чербаджи категорически отрицают дискриминацию ромов 27-28 августа 2016 г.
– Это не национальный вопрос, – говорит Чербаджи. – Были бы это молдаване, гагаузы или украинцы – было бы то же самое. Приезжие жили не так, как надо.
– Будьте людьми – национальность не имеет значения, – согласен с ним Николай Михов.
«Мы кричали: не жгите!»
– Когда люди узнали об убийстве, поднялось около 150 человек, – Николай Михов рассказывает о том, что происходило в селе 27 августа 2016 г. – Дали цыганам два часа, чтобы собрались и пришли на площадь. Ждали до 19.00. Никто не пришел. Вот тогда толпа и пошла по домам. К тому времени было уже человек 300-400, начали громить ромские жилища. Остановить людей мы не могли, только кричали им: «Не жгите!». Голова сельсовета Паскалов приехал поздно ночью.
Утром состоялся сельский сход, на котором лощиновцы приняли решение №1 «О требовании жителей села Лощиновка о дальнейшем непроживании представителей ромской национальности на территории с. Лощиновка Измаильского района Одесской области».
Депутаты и голова сельсовета поддержали решение, Виктор Паскалов его подписал.
– Депутаты поддержали народ на сессии, чтобы остановить толпу, – говорит Николай Михов. – Мы не имеем права идти против людей. Они собрались идти дальше, в Измаил, чтобы требовать наведения порядка.
Не знаю, как депутаты, а вот голова сельсовета поддержал народ не только как должностное лицо. Вот что он сказал журналистам после сельского схода 27 августа:
– Все собравшиеся жители, в том числе и я, наши действия и желания, чтобы представители ромской национальности не проживали на территории села.
Видео Андрея Колисниченко, Думская
По факту погрома имущества ромов президент ОО «Правозащитный ромский центр», адвокат Владимир Кондур просил полицию открыть уголовное производство по ч. 3 ст. 161 (умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства, соединенные с насилием, совершенные организованной группой лиц или повлекшие тяжкие последствия). Однако измаильская полиция открыла дело по ч. 2. ст. 194 УК Украины (уничтожение или повреждение чужого имущества), позже оно было переквалифицировано на ч. 1 ст. 162 (нарушение неприкосновенности жилья). Почти за два года расследование дела так и не продвинулось. Как пояснил Владимир Кондур, больше восьми месяцев тянется судебно-экономическая экспертиза, которая должна определить, какой ущерб был нанесен пострадавшим.
На процессе в Одесском окружном административном суде 15 июня начались слушания по сути «лощиновского дела»: иска семерых жителей села Лощиновка Измаильского района к Главному управлению Национальной полиции Одесской области и голове Лощиновского сельсовета Виктору Паскалову. Как считает адвокат Владимир Кондур, Лощиновский сельский голова Виктор Паскалов, подписав «решение №1 схода жителей села Лощиновка», нарушил несколько статей Конституции Украины и ряд статей Закона Украины «О местном самоуправлении». В результате семь семей оказались без кріши над головой, без нормальных условий жизни, вынуждены ютиться в приспособленных для жилья помещениях. 17 неполнолетних детей в этих семьях лишены возможности ходить в лощиновскую школу, а в других школах, куда они перешли, на них висит ярлык «тех самых цыган, которых выгнали из Лощиновки».
Вместо послесловия
Лощиновский конфликт до сих пор не исчерпан, просто он перешел в залы судебных заседаний. А еще на днях в Одессе прошло совещание «по вопросам нетолерантного и предвзятого отношения к представителям ромского национального меньшинства». Главное управление Национальной полиции Одесской области на совещании представляли начальник Отдела ювенальной превенции УПД полковник полиции Виталий Капуляк и заместитель начальника Отдела участковых офицеров УПД капитан полиции Игорь Волокитенко.
Полицейские договорились с представителями ромов о взаимодействии и пришли к согласию о необходимости создания так называемой системы раннего взаимооповещения о возможном возникновении любого конфликта с участием национальных меньшинств, в которую войдут представители различных органов, служб и силовых структур. Такое взаимодействие поможет предупредить совершение правонарушений.
Похоже, Лощиновка все же чему-то нас научила.
Начало – здесь.
Татьяна Герасимова, Одесса – с. Лощиновка Измаильского района, июль 2018 г.