!8 октября состоялись два заседания апелляционного суда Одесской области – по жалобам адвокатов Е. Мефедова и С. Долженкова на решение Киевского суда г. Одессы от 19 сентября этого года об избрании им меры пресечения в виде содержания под стражей. Напомним, что этим фигурантам “дела 2 мая”, оправданным 18 сентября Ильичевским городским судом, сразу же после оглашения приговора прямо в зале суда объявили новое подозрение – по ч. 2 ст. 110 и вновь арестовали по решению Киевского районного суда г. Одессы.
За прошедший после этого месяц состоялись четыре неудачные попытки рассмотреть апелляционные жалобы защитников, а 11 октября Мефедову и Долженкову было предъявлено еще одно подозрение – по ч. 2 ст. 109 и ч. 1 ст. 294 УК Украины. В связи со вторым подозрением тот же Киевский районный суд санкционировал им еще одну меру пресечения в виде содержания под стражей. Видимо, прокуратура, не очень уверенная в первом подозрении, решила подстраховаться. Причем, как заявили сегодня адвокаты, тексты первого подозрения, предъявленного сотрудниками СБУ, и второго, авторами которого являются следователи Киевского райотдела полиции, абсолютно идентичны. Рыбин попросил эти материалы приобщить к данному делу.
Адвокаты В.Рыбин и О. Балашова доказывали суду, что подозрение их подзащитным не аргументировано и не обосновано. По их настоянию суд просмотрел видео, которое положено в основу подозрения в “публичных призывах к совершению умышленных действий, совершенных с целью изменения пределов территории и государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного конституцией Украины”. Видео касается автопробега членов “Одесской дружины” из Одессы в Николаев 28 марта 2014 г. в ознаменование 70-летия освобождения Николаева от немецко-фашистских захватчиков. На первом видео участники автопробега остановлены по дорогое из Одессы в Николаев сотрудниками ГАИ. Улыбающийся Мефедов зафиксирован идущим вдоль дороги. При этом он молчит.
Судья спросил следователя СБУ: “Было ли установлено во время просмотра этой видеозаписи, что непосредственно Мефедов высказывал какие-то призывы?”
Следователь ответил, имея в виду другую запись – о прошедшем в Николаеве, возле памятника освободителям-ольшанцам, митинге: “Мефедов и Долженков присутствовали на площади во время, когда прозвучали эти призывы. Но призывы звучали, когда они были в балаклавах, поэтому в настоящее время мы четко не можем идентифицировать, что это именно Мефедов”.
На видеозаписи митинга действительно звучат лозунги: “Один за всех, все за одного”, “Вперед, славяне!” и “Слава Беркуту!”. Произносят их люди в балаклавах, голос одного из них похож на голос Сергея Долженкова. Прокурор предъявил суду выводы лингвистической экспертизы от 14.10.2017 г. о том, что смысл этих лозунгов состоял в том, чтобы вызвать у окружающих желание осуществить определенные действия”. Суд приобщил экспертное заключение к материалам дела.
В ходе заседаний адвокаты также предъявили суду доказательства того, что 18 сентября в зале заседаний Ильичевского суда их подзащитные были задержаны незаконно. И хотя аргументы защиты в обоих случаях были практически одинаковы, суд удовлетворил частично только жалобу Рыбина. Решение следственного судьи Киевского суда об избрании Мефедову меры пресечения в виде содержания под стражей отменено, назначено новое рассмотрение вопроса в суде первой инстанции. При этом Мефедов не освобожден из-под стражи, т.к. он арестован на основании другого постановления следственного судьи того же Киевского суда – от 13 октября. Суд признал факт незаконного задержания подозреваемого Мефедова в период времени между 16.48 18 сентября и 05.59 19 сентября 2017 г.
Адвокату Долженкова Ольге Балашовой полностью отказано в удовлетворении жалобы.