Неутешительные итоги расследования к годовщине пожара в «Виктории» были озвучены на заседании общественной комиссии по расследованию обстоятельств трагедии. Заседание прошло 12 сентября в Одесской облгосадминистрации в присутствии большого количества журналистов. Вел заседание председатель ООГА Максим Степанов.

Как доложил и. о. прокурора области Александр Саулко, после пожара было открыто шесть уголовных производств. В одном деле – воспитателя лагеря Натальи Янчик – уже вынесен приговор. Рассматриваются обвинительные акты в отношении бывшего директора лагеря Петроса Саркисяна и его заместителя Татьяны Ланиной.  Саркисяну предъявили сразу два обвинения – по ч. 2 ст. 270 УК Украины (систематическое нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее гибель людей и ущерб в особо крупных размерах) и ч. 3 ст. 191, ч. 1 ст. 366 УКУ (завладение денежными средствами городского бюджета). По второму делу обвинение предъявлено также Ланиной. Дела слушаются в Киевском суде.

По уголовному делу о служебной халатности, повлекшей тяжкие последствия (ч. 2 ст. 367) к уголовной ответственности привлечены экс-вице-мэр Зинаида Цвиринько (дело слушается в Приморском суде) и двое сотрудников ГСЧС в Одесской области: руководитель Киевского райотдела Валерий Дяченко и инспектор этого подразделения Леонид Бондарь (процесс идет в Киевском суде).

Продолжается расследование дела, связанного с реконструкцией лагеря. На днях подозрение в присвоении бюджетных средств предъявлено директору ООО «Стройсоцстандартрозвиток» Станиславу Чернышову – эта фирма строила сгоревший корпус и проводила противопожарную обработку древесины.

Продолжаются три экспертизы – пожаро-техническая, экономическая и строительная. Причем, последняя идет уже почти год и неизвестно, когда закончится. Это известие вызвало недоумение и у главы госадминистрации, и у членов комиссии. Впрочем, удивление вызывает не только этот факт. Член общественной комиссии Светлана Подпалая огласила список должностных лиц и предпринимателей, к которым, на ее взгляд, необходимо более пристальное внимание следственных органов. В ее списке – бывшие и нынешние чиновники Одесского горсовета: бывший заместитель городского головы Одессы по строительству Вячеслав Шандрык, начальник УКС Одесского горсовета Борис Панов, вице-мэр, глава ГАСК во время строительства корпусов лагеря Петр Рябоконь, ответственный за технический надзор при реконструкции “Виктории”, заведующий сектором технадзора УКС Одесского горсовета Геннадий Паровик, чиновники УКС, подписавшие акты выполненных работ по установке системы пожарной сигнализации.

Директор и учредитель ООО “Юг-Укрстрой” Светлана Донченко, учредитель ЧП “Монолит” Любовь Резникова.

Начальник дежурной смены оперативно-диспетчерского отдела оперативно-координационного центра в Одессе ГСЧС Украины в Одесской области Александр Титиевский, эксперт лаборатории ГКСЧС Панкратов. Их подписи стоят на документах об испытании деревянных конструкций.

 

Компания, монтировавшая сигнализацию и средства пожаротушения ООО “Укртехбезпека”. Учредитель Станислав Задорожный, директор Игорь Жуков. Согласно акту, они и учредитель ЧП “Монолит” Любовь Резникова в составе комиссии приняли без нареканий работы по огнезащите деревянных конструкций лагеря летом 2016 года.

 

 

 

 

 

Также до сих пор не предъявлено подозрение в преступной халатности вожатой отряда Анне Черновой и заместителю директора лагеря Татьяне Ланиной, которые допустили опасное состояние бытовых условий корпуса №5 и пожарной сигнализации, приведшее к трагедии.

Начальник следственного управления областного управления Нацполиции в Одесской области Сергей Шайхет ответил, что у полиции нет полномочий расследовать дела в отношении чиновников – это дело Государственного бюро расследований (которое создано де-юре, но пока не работает). О том, почему не предъявлены подозрения вожатым лагеря, ответил: нет доказательств.

О бездействии сотрудников «Виктории», которые не эвакуировали всех детей, и поэтому сгорели три девочки, говорила адвокат родителей погибших Татьяна Сягровец, мама Снежаны Арпентий Светлана. Оказывается, родители год добивались расследования действий вожатых в ту трагическую ночь, и только 10 августа этого года данные о совершении правонарушения по ч. 3 ст. 135 (оставление в небезопасности, повлекшее смерть или другие тяжелые последствия) были внесены в ЕРДР. Однако ни одного следственного действия до сих пор не осуществили. Как считает адвокат, для расследования не надо проводить экспертизы, есть достаточно доказательств правонарушений со стороны должностных лиц лагеря. Достаточно было после воспроизведения действий сотрудников лагеря, которое прошло в апреле, сразу провести одновременные допросы. Но этого не сделали. И вот результат – «нет оснований для предъявления подозрений», – еще раз повторил Шайхет.

«Детей просто оставили сгорать, и никто не понес за это ответственность!» – эмоционально реагирует на беспомощность следователей Татьяны Сягровец.

Татьяна Сягровец (на переднем плане) и Светлана Арпентий

Еще один крайне возмутительный факт – то, что почти через год, при осмотре пожарища независимыми экспертами, которых пригласил отец Сони Мазур, были найдены несколько десятков (!) фрагментов обгоревших останков. «Кто-то понес ответственность за то, что останки детей много месяцев лежали под открытым небом и были найдены этим летом?» – спрашивает Шайхета Сягровец. Шайхет говорит, что в этом нужно разбираться в рамках служебного расследования. «Нужно назначить служебное расследование», – говорит, обращаясь к руководителю областного полицейского главка Дмитрию Головину голова ОГА Максим Степанов.

Максим Степанов

«Мы требуем увольнения Сергея Шайхета и создания следственно-оперативной группы из числа сотрудников Национальной полиции Украины, работающих в других регионах Украины», – говорит член родительского комитета танцевального коллектива «Адель», отец потерпевшего от пожара Павла Егорова Глеб Егоров. Такое заявление от имени группы потерпевших Глеб недавно отвез в Киев и передал в Генеральную прокуратуру, приемную Президента Украины, МВД и Нацполицию. «Здесь на всех этапах – начиная от строительства лагеря до расследования трагических событий во время пожара – царит полная халатность», – заключает Егоров.

О халатности сотрудников «Виктории» говорит руководитель родительского комитета танцевального коллектива «Адель» Оксана Лищук, напомнив присутствующим, что в 2011 г. из-за нерадивости воспитателей в лагере погиб 16-летний подросток, воспитанник интерната.

Завтра активисты, журналисты, неравнодушные граждане проведут мирную акцию под стенами Одесского горсовета и областной прокуратуры. Они намерены потребовать увольнения всех чиновников горсовета, причастных к согласованию реконструкции и ввода в эксплуатацию лагеря и возбуждения против них уголовных дел.

Татьяна Герасимова.