За два месяца этого года в областной полиции было зарегистрировано 1816 обращений по поводу семейного насилия. По 1522 случаям были составлены протоколы, открыты три уголовных производства. На учет поставили 790 семейных тиранов. А всего на таком учете – 4493 человека, большинство – 4035 – мужчины. Эти статистические данные прозвучали на встрече общественников, блогеров и журналистов с зам. начальника ГУНП в Одесской области Сергем Махотиным. За сухими цифрами – сотни человеческих судеб, семейных драм, а иногда – трагедий. И очень часто невольными свидетелями, а то и участниками, а фактически – заложниками в таких трагедиях становятся дети.
Во встрече принимали участие и сотрудники Центра правового мониторинга “Гідність”.
Как должна реагировать полиция, как она может защитить жертв семейного насилия? Об этом мы говорили с представителями разных служб полиции, приглашенными на встречу: зам. начальника управления превентивной деятельности Романом Кузьмичом, начальником отдела ювенальной превенции Виталием Капуляком, зам начальника сектора превенции Малиновского отделения полиции г. Одессы Михаилом Положенцевым.
08.01.2018 г. вступил в силу новый Закон Украины “О предотвращении и противодействии домашнему насилию”, в котором много новшеств по сравнению с предыдущим законодательным актом.
В частности, значительно расширен круг лиц, на которых распространяется действие закона. И это не только люди, проживающие под одной крышей, связанные семейными отношениями, но и, например, бывшие супруги, тети и дяди, племянники и племянницы и т.д. Появились такие понятия, как ограничительное предписание и срочное запрещающее предписание в отношении насильника. Много внимания в законе уделено профилактике этого позорного и страшного явления.
Закон еще действует не в полную силу – например, полиция пока не применяет такую суровую меру, как срочное запрещающее предписание, когда мужа, поднявшего руку на жену, полицейские выводят из квартиры и запрещают к ней приближаться в течение 10 дней (за это время правоохранительные органы и социальные службы должны решить, что делать дальше с обидчиком и пострадавшими). Не применяют по одной причине – нет еще приказа и четких инструкций.
Но многое уже делается. Например, в рамках пилотной программы “Полина”, которая реализуется в трех райотделах полиции Украины – Бориспольском, Северодонецком и Малиновском (г. Одесса). Суть программы – в создании мобильных групп, которые в считанные минуты выезжают по адресу, откуда поступил тревожный сигнал. В составе группы – участковый полицейский, сотрудник ювенальной превенции и патрульная полиция. Группа работает в тесном сотрудничестве с социальными службами и психологами. Планируется такой же проект запустить в Суворовском районе, а в перспективе – во всех райотделах области. К слову, “Полина” – это еще один “подлицейский” проект, который реализуется при содействии консультативной миссии ЕС по реформированию гражданского сектора безопасности EUAM Ukraine
В полную силу закон должен заработать к январю 2019 г. К этому времени необходимо научиться применять новое законодательство не только полицейским, но и прокурорам, судьям, сотрудникам социальных служб. Но главное – придется всем гражданам менять свои представления о том, что допустимо в семейных отношениях, а что выходит за рамки не только морали, но и закона. Кстати, мало кто знает телефоны горячей линии по предотвращению семейного насилия. вот они: 0800 500 225, 386 и 772. Последний телефон – это “детская” линия, по нему могут звонить дети и подростки. Кстати, полиция обязана вмешаться не только если насилие происходит дома, но и в школе тоже – когда ребенка травят.
Татьяна Герасимова
Видео Светланы Подпалой