Шестого августа на заседании по делу Михаила Чеботаря, обвиняемого в убийстве ребенка в с. Лощиновка 27.08.2016 г., сторона защиты подала ходатайство об ограничении времени для обвинения в подаче доказательств и порядке допроса свидетелей. Адвокат Андрей Лещенко пояснил свою позицию следующим: в деле насчитывается 50 свидетелей и 8 экспертов. Если допрашивать по одному свидетелю на заседании, которое проводится раз в месяц, необходимо 58 месяцев, т.е. почти пять лет. Обвиняемый содержится в СИЗО уже почти два года. Такая ситуация не отвечает принципу разумности сроков рассмотрения дела, определенному Европейской конвенцией прав человека. Кроме того, сторона защиты просит сообщать заранее, кого планируют вызывать на заседание, чтобы адвокаты могли подготовиться к допросу.

Прокурор Светлана Кологрева возразила: прокуратура выполняет свои обязанности, все свидетели – жители Измаильского района – являются в суд. По ее мнению, именно сторона защиты затягивает процесс. Кроме того, УПК не предусмотрено, чтобы прокурор уведомлял, каких свидетелей он планирует допросить.

Потерпевшая Екатерина Моисеенко (мать убитой девочки) заявила, что она оплачивает расходы на дорогу для свидетелей, потому что ее односельчане ставят ей такие условия: «Заплатишь – приедем». «Выделяйте мне деньги – я буду и по десять человек привозить», – обратилась она к участникам процесса. Почему именно потерпевшая оплачивает дорогу из Лощиновки в Одессу и обратно свидетелям обвинения, никто суду не объяснил. Да судьи и не поинтересовались.

Ходатайство адвоката не удовлетворено.

Также на заседании допросили очередного свидетеля –  – пятого по счету (до этого допросили мать и отчима девочки, его сестру и ее подругу). Свидетель – брат отчима Ефим Матяш, житель села, в доме которого вечером 26 августа праздновала день рождения его девушки Марины Гайдарджи большая компания в составе Александра Матяша (отчима), Михаила Чеботаря, сестры отчима Людмилы Матяш, ее подруги Марии Марининой и двоих парней – Рустама и Армена.

Кроме того, суд на основе ч. 3 ст. 331 УПК Украины предложил обсудить вопрос продления меры пресечения Михаилу Чеботарю в виде содержания под стражей. Прокурор, как и на предыдущих заседаниях, обосновала свою позицию (продлить содержание в СИЗО) тем, что Чеботарь обвиняется в особо тяжком преступлении, наказание за которое предусматривает пожизненное заключение. Прокурор полагает: раз обвиняемый проживает на той же территории, что и еще не допрошенные свидетели и потерпевшие, то в случае освобождения он может повлиять на их позицию, также он может скрыться от правосудия. Доказательств рисков Светлана Кологрева не привела.

Адвокат Андрей Лещенко возражал. Его аргументы: постановка вопроса о мере пресечения по инициативе суда является нарушением принципа состязательности сторон и права на справедливый суд. Указал на ошибку прокурору: потерпевшая уже было допрошена судом. Если бы обвиняемый хотел скрыться о правосудия, считает адвокат, то сделал бы это еще ночью 27 августа, а не стал бы дожидаться полиции, которая его задержала и пытала, выбивая показания (по этому факту по настоянию стороны защиты открыто уголовное производство и проводится досудебное расследование). Кроме того, согласно выводам судебно-медицинской экспертизы, девочка погибла в промежуток времени между 23.30 и 1.30 в ночь с 26 на 27 августа 2016 г. На это время у Михаила Чеботаря есть алиби – он находился вместе с другими в компании, которая праздновала день рождения Марины Гайдарджи. Председатель коллегии Виктор Иванов возразил: защита не может аргументировать свои доводы еще не изученными материалами, а именно выводами эксперта. Лещенко сказал, что опирается на обвинительный акт и свидетельства уже допрошенных в суде людей.

Кроме того, по словам Лещенко, Михаил Чеботарь, у которого, согласно ответу на запрос руководства СИЗО, имеются остаточные явления после заболевания туберкулезом, содержится в ненадлежащих условиях.

Тем не менее суд продлил Чеботарю меру пресечения еще на два месяца.

Впервые на заседании по делу Михаила Чеботаря присутствовала руководитель регионального офиса Мониторинговой миссии ООН по правам человека Николетта Мунтян.

Напомню, что  преступление произошло в ночь с 26 на 27 августа 2016 г. Рано утром 27 августа по подозрению в изнасиловании и убийстве был задержан житель Лощиновки Михаил Чеботарь, 21-летний гражданин Украины ромского происхождения. Этот факт спровоцировал другое преступление – погромы домов живущих в Лощиновке ромов и изгнанию их из села. Поэтому, кроме дела Чеботаря, есть еще несколько дел, связанных с событиями в Лощиновке 26-28 августа 2016 г. В частности, в Одесском окружном административном суде слушается иск семерых представителей ромской общины села к Главному управлению Нацполиции в Одесской области и голове Лощиновского сельского совета Виктору Паскалову.

Кроме того, адвокаты пострадавших от погромов подали заявление с требованием возбудить уголовное дело против руководства Нацполиции, которое не обеспечило общественный порядок в селе. Прокуратура трижды закрывала дело, и трижды суд отменял эти постановления.

Татьяна Герасимова.