22 августа на заседании в Ильичевском городском суде допрашивали свидетелей. Первым допрашивали представителя Ильичевского морского рыбного порта Николауса Адамидиса. Его служебный автомобиль пострадал во время массовых беспорядков 2 мая на Греческой площади, где был припаркован. Свидетель рассказал, что, когда пытался подойти к машине, видел, как камни летели с обеих сторон противостояния.

О задержании группы пророссийских активистов в ТЦ «Афина» давал показания бывший начальник отряда быстрого реагирования «Сокол» Сергей Долинный. По приказу начальника УБОП Кузьменко отряд вошел в торговый центр. Он и другие старшие офицеры вели переговоры с участниками беспорядков о том, чтобы те сели в автозаки, предусмотрительно подогнанные поближе ко входу в торговый центр. Свидетель несколько раз повторил, что получил от Кузьменко приказ задержать находящихся в ТЦ «Афина». Это вызвало негодование у обвиняемых: по словам В. Романюка, их выводили под честное слово офицера Кузьменко, что после эвакуации отпустят.

Судебная коллегия огласила решение – удовлетворить ходатайство адвоката Ольги Байрактарь, которая просила дать ей доступ к фотоматериалам, принадлежащим фотографу Александру Лесику. Затем допросили самого Лесика. Под одобрительные реплики обвиняемых он рассказал, что видел на Греческой площади и Греческой улице: «штурмовые отряды сотен с Майдана со щитами и в амуниции», как «представители каких-то там сотен Майдана угнали пожарную машину», «как дети от 16 до 20 лет готовили на Греческой площади коктейли молотова с применением пенопласта». Когда его попросили уточнить, каково было соотношение противоборствующих сил, он сказал, что «людей, которые приехали из Киева наводить порядки, было в три раза больше». Как он определил, что люди приехали из Киева, фотограф не уточнил. Немного ранее на вопрос прокурора о том, кто принимал участие в беспорядках, он сказал: «Тогда было сложно разобраться, камни летели и с одной, и с другой стороны». По просьбе адвоката Байрактарь Лесик подробно описал, как были экипированы члены самообороны: «металлические палки и биты, наколенники, щитки на руках и ногах, щиты деревянные и милицейские, каски и капы (приспособления для защиты) во рту, боевые перчатки с предохраняющей косточкой внутри, цепи, военные дымовые шашки, пистолеты Макарова. В общем, они были экипированы для уличных боев», – подытожил свидетель. Противоположная сторона была одета и обута, по словам фотографа, в основном в шорты, шлепки и кроссовки. «Чисто по-одесски. Как будто люди собирались на пляж». Защищались они стульями из окружающих кафе и поролоном с диванов. На вопрос прокурора, к кому относились лица в камуфляже, в касках и масках, с георгиевскими лентами, Лесик ответил, что таких людей не видел.

Фотографии Александра Лесика смотреть суд смотреть не стал, как ни настаивала адвокат и обвиняемые. Всего фотограф представил 1860 фотоснимков. Уединившись ненадолго в совещательной комнате, судьи вынесли решение: адвокату Байрактарь отобрать снимки, которые доказывают невиновность подсудимых, расположить их по хронологии в виде фототаблицы, распечатать и в понедельник 28 августа передать суду.

Так совпало, что в этот же день допрашивали свидетеля со стороны обвинения Руслана Болдижара, который так же, как и Лесик, 2 мая снимал на видео события на Греческой площади и Греческой улицы. В некоторых моментах его свидетельства были прямо противоположны свидетельству Лесика. Например, в характеристике противоборствующих сторон. Вот как Болдижар описывает антимайдановцев, собравшихся перед столкновением на Александровском проспекте: «группа лиц крепкого телосложения, но были и простые ребята, неопытные. Они быстро, оперативно собрались. Понятно, что это было изначально оговорено. Тренировались, одевались в балаклавы, надевали каски. У них были палки, даже булава. Видел кастеты, помповое ружье, пистолеты – скорей всего, травматические.

На Соборной площади были в основном футбольные фанаты из другого города. Там боевых спортивных ребят не было… Самооборона появилась позже, когда начались столкновения на Греческой площади».

Свидетель подробно описал движение колонны «Одесской дружины» с Александровского проспекта через Бунина, где она повернула в сторону Екатерининской, по которой дошла до Греческой, остановилась, кто-то кому-то звонил. Там он слышал крики «Майданутых на кол, чтоб Бандера плакал!». Видел, как колонна развернулась и пошла, а потом побежала в сторону ТЦ «Афина».

На вопрос, кто начал первые столкновения, Болдижар ответил уверенно: антимайдановцы. И указал на место первых столкновений – возле магазина «Обжора».

В общей сложности допрос Руслана Болдижара длился более часа. После этого прокурор Ирина Куприна заявила ходатайство о приобщении к материалам дела видео, которые он снимал на месте событий и которые передал на дисках нескольким следователям, ведущим досудебное расследование.

Автор – Татьяна Герасимова.